Наставничество как форма методической работы старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОО.Новокузнецк МБДОУ№207, Быстрова Т.Ю. Ст. воспитатель, Тихонова И.В. Заведующий.

Наставничество как форма методической работы старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОО.

Быстрова Т.Ю., Тихонова И.В.

МБ ДОУ «Детский сад № 207», г. Новокузнецк

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель ДОО осознает тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. И в этом может помочь система наставничества.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Эффективный руководитель рассматривает наставничество как стратегически значимый элемент системы развития персонала, способствующий формированию уникальных компетенций работников, развитию их потенциала, формированию поведенческих моделей, соответствующих целям развития организации, повышению вовлеченности и инновационной активности коллектива. Фактически наставничество может быть рассмотрено как одно из ведущих направлений руководства ДОО[4].

Цель наставничества в нашей ДОО мы видим в оказании адресной методической поддержке молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства.

В основе наставничества лежит идея методического сопровождения молодых специалистов, которая является важным элементом разработанной системы, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя ДОО. При этом в ее основе заложена традиционная модель наставничества сочетающееся с ситуационной моделью. Данный факт обоснован тем, что время от времени возникают ситуации, требующие незамедлительных действий и в этом помогает ситуационная модель наставничества.

Реализуя методическую работу старшего воспитателя с молодыми специалистами в рамках наставничества, соблюдаются определенные принципы, в том числе:

— принцип сотрудничества и диалога, который позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоционально комфортного взаимодействия молодых специалистов и опытных воспитателей ДОО;

— принцип системности – непрерывности образования, накопления опыта.

Работа с молодыми специалистами проводится с момента их адаптации к ДОО. При поступлении молодого специалиста в организацию в ходе собеседования выявляются его проблемы, затруднения. На этом этапе реализуются диагностические мероприятия, например, тест на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). По итогам собеседования, мониторинга проектируется индивидуальная траектория развития педагога.

Дальнейшее сотрудничество с молодым специалистом включает разные формы работы. В итоге,  методическая работа старшего воспитателя с молодыми специалистами выстраивается согласно разработанному плану через личный пример, информирование, консультирование, создание внешних условий, среды освоения деятельности, нетворкинг, участие в работе семинаров, педагогических советов, работы методического диалога «Вопросы к наставнику», проведение и просмотр открытых занятий с последующим анализом содержания, методов и приемов коррекционной работы, а также работу, проводимую в рамках реагирования в экстренных ситуациях (например, возникновения конфликта с родителями воспитанников).

Важной задачей методического сопровождения молодых специалистов является формирование у них мотивации к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Старшим воспитателем ДОО оказывается помощь в выборе методической темы, планировании дальнейшей работы по выбранной теме с учетом индивидуального опыта, профессиональных интересов, имеющихся затруднений.

Огромное значение для повышения профессиональной компетентности молодого специалиста имеет показ занятий наставником, а также посещение опытным педагогом педагогических мероприятий, проводимых молодым специалистом, и последующий их анализ с целью выявления находок, затруднений, корректировки методов и приемов работыс детьми дошкольного возраста. Такие формы взаимодействия обогащают практический опыт начинающих педагогов, развивают у них деловую коммуникацию, умение проектировать свою педагогическую деятельность.

Профессиональному становлению молодых специалистов способствует привлечение их к участию в проектной деятельности, в работе творческих и рабочих групп, где они активно участвуют в разработке методических продуктов для дошкольников по разным направлениям. В процессе такого командного взаимодействия происходит эмоциональное объединение педагогов по принципу «Один за всех, и все за одного», возникает удовлетворенность от проделанной работы, что создает особую психологическую атмосферу, определяющую благоприятные условия для адаптации молодых специалистов.

В целом, разнообразные формы деятельности с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с воспитанниками и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными педагогами позволяет им быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Список литературы

  1. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент [Текст] / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев// Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4-18.
  2. Вагин, И. О. Наставничество. Как обучать сотрудников [Текст] / И. О. Вагин. – М.: Студия АРДИС, 2014. — 692 c.
  3. Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций [Текст] / Л. М. Чеглакова// Экономическая социология. – 2011. – Т. 12. – № 2. —  С. 80-98.
  4. Эсаулова,И. А.Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала [Текст] / И. А. Эсаулова// Стратегии бизнеса. – 2017. – №6. – С. 8-13.