Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка дошкольника. Юрга МБДОУ №36 Белан Л.Ю. Музыкальный руководитель, Николаева Т.В. Ст. воспитатель.

  Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка дошкольника.

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь.

В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу  –

школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский.

Нравственное развитие и воспитание человека волновали общество всегда, во все времена. Президент России Владимир Владимирович Путин назвал воспитание детей чрезвычайно важной миссией. Главное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.

Сейчас все чаще можно встретить жестокость, агрессивность, враждебность со стороны ребенка по отношению к окружающему. Поэтому проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Детей необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение в социуме.

Большинство  детей дошкольного возраста  часто  проводят время в окружении своих любимых бабушек. Во время бесед с детьми, когда задаешь им вопросы  «Что бабушки делают для них доброго?»,   «За что они любят своих бабушек?», дети хором отвечают «за «вкусняшки», которые они нам покупают». А вопрос, что же они доброго делают для своих бабушек, дедушек, ставит их в замешательство, дети задумываются и часто молчат. А ведь пожилые люди также нуждаются во внимании, доброте, добрых делах, объясняем мы детям.

Кроме бесед с детьми 6-7 лет, в октябре 2022 года в нашем детском саду, на тот момент ДОУ являлось инновационной площадкой института  изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, проводилось   психологическое исследование по теме «Изучение содержания ценностных ориентаций современных дошкольников». Анализ высказывания детей показал, что их пожелания  в свой адрес  превысили процент от всех остальных (63/37 %). Дети в основном желали себе хороших дорогих игрушек, гаджетов, подарков на день рождения.

Это повод еще раз задуматься нам, взрослым над проблемой направленности ценностных ориентаций современных детей, будущего нашей страны. Как научить детей любить, быть добрыми, заботливыми, приходить на помощь не только ближним? Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Для решения данной проблемы был разработан проект «От сердца к сердцу». Он направлен на формирование духовно-нравственных  ценностей  детей дошкольного возраста через взаимодействие с «Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Юрги». Так как одной из наиболее острых проблем пожилых на сегодня, как в социуме, так и в условиях проживания в «Центре»,является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением.

Этим дедушкам и бабушкам мы не можем заменить любовь и заботу родственников, подарить веру в стабильное будущее, но в наших силах сделать им праздник, подарить улыбки, хорошее настроение, радость живого общения и немного внимания, которого они так ждут.

Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации совместных мероприятий, концертной деятельности для жильцов «Центра социального обслуживания».

  Проект  дает возможность нашим воспитанникам    проявить свои творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми пожилыми людьми, осознать свою собственную значимость в коллективном деле. 

В рамках проекта было проведено 3 мероприятия,  каждое из которых было посвящено определенной тематике: «Самые любимые, самые родные» — первая встреча, приуроченная Международному Дню пожилых  людей. Второе мероприятие — «С прекрасным праздником весны!», посвящалось Международному женскому дню 8 Марта. И третья, заключительная встреча, была организована в преддверии  78-й годовщины Великой Победы.

Хочется отметить, что ограниченность помещения Центра не давала возможности исполнять танцы, поэтому в основном звучали песни, стихи, проводились игры.

  Песенный репертуар был подобран музыкальными руководителями с особой осторожностью, стараясь как можно реже касаться темы семьи, чтобы не затрагивать чувства одиноких людей. Звучали песни о Юрге, осенние песенки, о дружбе,  «День мудрости», «Стану военным», «Здравствуй, моя Россия»,   попурри песен военных лет.  

Наши встречи всегда были теплыми и душевными. Гостеприимные хозяева дарили детям улыбки и слова благодарности. В свою очередь ребята, после каждого выступления, с особой нежностью вручали бабушкам подарки, сделанные своими руками и сладкие угощения.

В результате реализации проекта  воспитанники узнали о «Центре», его   местонахождении и о том, кто там проживает. У детей сформировалось  представление о жизни одиноких пожилых людей, и  самое важное — у воспитанников  появилось осознание  сопричастности к личному вкладу в коллективное дело.

В конце учебного года  (май 2023) с детьми подготовительных групп педагог-психолог проводила диагностику готовности детей к школе, беседовала индивидуально с каждым ребенком о том, что такое  дружба, любовь и забота об окружающем мире, о членах семьи и в конце задавала вопрос: «Какие самые заветные ваши  желания и мечты вы бы хотели, исполнились бы как можно быстрее?».

Ответы детей были разными, но как отметила педагог-психолог, дети, прежде чем ответить задумывались, и достаточно много было ответов-пожеланий в адрес друзей, своих членов семьи, в адрес всех людей на Земле. Закончился 2022-2023 учебный год и завершился проект. Выпускники покинули стены детского сада, но традиции, в которых мы взрослые, сеем зерно доброты и отзывчивости в наших детях, продолжаются.