Теоретические основы инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ. г. Юрга, МДОУ ДСОВ№32. Грабовская Ю.О. Учитель-логопед, Привалова Т.С. Ст. воспитатель.

В статье представлена характеристика современного периода включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения. Кратко описан процесс организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Также изучены особенности адаптации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном пространстве.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дошкольное образовательное учреждение

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. дает равные права для всех детей, в том числе с ОВЗ, говоря о необходимости инклюзивного образования.

В инклюзивный образовательный процесс могут погрузиться не все дети с ОВЗ. В основном у данной категории детей имеются социальные и физические барьеры, не позволяющие полноценно существовать в обществе, препятствующие во время всеобщего развития социальных процессов общества. Поэтому для эффективной образовательной деятельности важно создать возможности, например, корректировать маршруты ребенка, поменять условия и другие пути решения. В данном случае главное место занимает психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

В одной группе могут находиться, как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. В данном случае, образование является инклюзивным. Поэтому на современном этапе требуется от образовательных учреждений создания таких условий, чтобы в одной группе могли воспитываться разные дети, а образовательные учреждения помогали в процессе социализации детям с ОВЗ.

Главной задачей инклюзивного образования является представление творческих и гибких подходов к образовательной системе, которые бы учитывали потребности, как детей с ОВЗ, так и детей других групп социума. Поэтому в учреждениях с инклюзивным образованием создаются особенные условия для детей с ОВЗ, например, адаптированные образовательные программы и технологии, безбарьерная среда, электронное обучение, инновационные методы обучения.

Но создание инклюзивной образовательной платформы недостаточно для детей с ОВЗ. Необходимо еще направить усилия на повышение квалификации или переквалификации специалистов, социальных работников, педагогов, консультантов, тьюторов.

Во время процесса адаптации присутствуют два механизма:

  • механизм аккомодации – приспособление ребенка к требованиям и условиям окружающей среды;
  • механизм ассимиляции – приспособление окружающей среды к индивидуальным требованиям ребенка.

Перечисленные механизмы подчеркивают то, что во время адаптации важное место занимает не ребенок, а новая среда образовательного учреждения. Но на практическом уровне практически всегда происходят трудности во время включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. Главная проблема данной группы детей – сложности в освоении окружающего мира. Поэтому у детей начинают развиваться: тревожность, плаксивость, страх, неуверенность и замкнутость. Именно дети с ОВЗ нуждаются в особенных условиях существования и развития в образовательных учреждениях. Каждый из них должен найти свое место, но не самостоятельно, а с помощью специалистов, которые будут с детьми с ОВЗ на пути всего образовательного процесса.