Цифровая образовательная среда как средство повышения качества образовательных услуг в ДОО. г. Междуреченск, МБДОУ№54, Иванова Е.С. Заведующий.

В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций является инновационное оборудование, цифровая образовательная среда.

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью цифровых средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

В письме Министерства образования РФ «Об информатизации системы дошкольного образования» говорится об использовании информационных цифровых технологий в дошкольных образовательных организациях в качестве средства преобразования развивающей предметно-пространственной среды. Важно отметить, что цифровые технологии в ДОО нужны не для обучения дошкольников базовым основам информатики, а как средство познания окружающей действительности.

О применении цифровых технологий в образовательном процессе, рассуждают многие исследователи, С.Н. Литвинова и Ю.В. Челышева говорят о том, что цифровая трансформация образовательной среды в детском саду дает новые возможности и перспективы для педагогов, открывая новые пути взаимодействия с детьми и родителями.

Следовательно, следуя тенденциям современного времени, чтобы повысить у детей интерес к знаниям, развивать умение самостоятельного поиска информации и стимулировать активное участие в обучении, педагоги используют в своей образовательной деятельности интерактивные методики, цифровые технологии, экспериментально-познавательную деятельность. Цифровые технологии также являются важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, с социальными партнерами, в рамках дистанционного обучения, социальных образовательных сетей и сообществ.

С 2020 учебного года нами реализуется приоритетное направление «Цифровое пространство в образовательной среде ДОО». Создан инновационный проект, суть которого — организация цифровой среды, который будет способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного дошкольного образования, соответствуя потребностям детей и родителей.

Привлекательным и перспективным вариантом цифровой образовательной среды в нашем детском саду, является мультстудия. Технология мультипликации в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире, который обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, в возможности обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрировано, в различных видах деятельности, в ходе освоения всех образовательных областей:

— речевого развития (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

— познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у детей устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);

— художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);

— социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего видео-продукта, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

— физического развития (развитие мелкой моторики рук при изготовлении атрибутов для мультфильмов).

Еще одним вариантом положительного применения цифровой образовательной среды в детском саду можно считать цифровую лабораторию «Узнай, исследуй, сохрани», на базе которой можно в интересной и познавательной форме проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность, использовать интерактивные мультимедийные технологии, STEM-технологии.

Организация образовательного пространства с помощью интерактивных методических комплектов обеспечивает различные виды деятельности игровую, познавательную, исследовательскую, а также творческую активность воспитанников в процессе экспериментирования с различными материалами.

При проведении занятий с данными комплектами мы имеем возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Дети в игровой форме учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, с различными видами почвы, статическим электричеством, развитием растений и др.

Так же, в рамках лаборатории, мы используем STEM-технологии, что позволяет объединить три направления раннего инженерного творчества: конструирование, электронику и программирование, которые помогают познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его как систему со всеми взаимосвязями, выработать инженерный стиль мышления и научить работать в команде. В STEM-обучении ребята создают и программируют роботов, технические игрушки, проводят научные эксперименты, конструируют игрушечные здания, дороги и машины.

Таким образом, применение цифровых и мультимедийных средств, при соблюдении всех требований, способствуют улучшению качества подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанников, побуждают детей к поисковой, исследовательской работе совместно с педагогом или родителями.