Как запустить речь молчуна? Советы логопеда. п. Малиновка, МБДОУ№37, Голбан А.В, Мосягина Т.А. Учителя-логопеды.

Первые слова, которые произносит малыш, его попытки передать свои мысли и чувства через речь – все это наполняет сердце родителей радостью и гордостью. Однако, бывают ситуации, когда на этом пути встречаются трудности. Когда ребенок не начинает разговаривать в ожидаемом возрасте или речь развивается не так, как у других детей, это может вызвать беспокойство и тревогу у родителей.

Для того, чтобы у ребенка появилась речь он должен не только научиться пользоваться речевым аппаратом, но и научиться понимать обращенную к нему речь. Все чаще молодые родители, заменяют живое общение интерактивными игрушками, гаджетами, мультфильмами и многое другое, и поэтому дети чаще начинают испытывать дефицит общения.  Как следствие: многие родители сталкиваются с тем, что чадо растет, а речь так и не появляется.

Когда необходимо бить тревогу и обращаться к специалистам?

Если к двум годам речевой запас у малыша не расширился или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется, само собой. Необходимо обратиться к специалистам (неврологу, логопеду и т.д.)

Основываясь на логопедическую практику, предложим вам несколько советов по запуску и развитию речи ребенка.

1. Чтобы ребенок чувствовал себя расслабленно и уверенно, создайте комфортную и безопасную обстановку;

2.Уберите то, что мешает; дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом.

3. Исключите компьютер и телефон из свободного доступа ребенка. Выключите компьютер и телевизор. Ребенку, для развития речи нужно слышать — чистую, четкую и правильную речь. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

4. Начинать работу по обучению малыша подражанию нужно не с речи. На первом этапе работаем с общей и мелкой моторикой. Сначала научим ребенка копировать наши действия:

— Хлопать в ладоши. Незаменимые пальчиковые игры всегда придут на помощь. И эти чудо «ЛАДУШКИ» и «СОРОКА-БЕЛОБОКА» и многие другие игры, которые, казалось бы, так устарели в наш век компьютерных технологий, но именно они могут помочь «включить» нужные центры в коре головного мозга.

— Топать ногами. Нет, не устраивать истерики. А именно выполнять движение по заданному образцу, вслед за вами.

— Подпрыгивать. На одной ноге, на другой, на двух, вперед, вбок, назад — и т.д. придумывайте для ребенка головоломки (например путь, для поиска клада).

— Кружиться. Да и это нужно учиться повторять за взрослым.

— Имитировать повадки животных и многое другое. Можно устроить дома целое соревнование. Возьмите карточки с изображением животных и сначала вместе показывайте, а потом угадывайте кого ребенок показал. Затем и малыш научится угадывать того, кого вы показали.

— Развивайте мелкую моторику. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек (вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу.

Главное, чтоб ваш малыш начал получать положительные эмоции и с удовольствием начал за вами повторять. Сначала крупные движения тела, а затем и мелкие: пальцами, мимикой, артикуляцией.

5. Работа над речевым подражанием начинается с речевого дыхания. Игры на развитие речевого дыхания: Подуй на ручки, задуй свечу, сдуй снежинку, дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Артикуляционная гимнастика для губ с обязательным пропеванием гласных звуков. Можно и нужно подключить подражание неречевым звукам и голосам животных: Волк –(у-у-у-у), гусь- (га-га-га),  ветер (у-у-уу-у), плач (а-а-а-а)и тд. Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба- ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами. Можно использовать жесты и мимику и движения, чтобы усилить смысл вашей речи

Дошкольники развивают свои речевые навыки, поэтому важно говорить медленно и четко, чтобы помочь им понять и запомнить информацию.

7. Чтобы расширить словарный запас, необходимо чаще показывать ему что-то новое, четко проговаривая название. Не называть слишком много незнакомых слов, и обязательно объяснять непонятное простыми словами.

8. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте, как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить.

9. Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

10. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

11. Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

13. при разговоре с малышом используйте только правильную речь. Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика». Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина»! Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Запуск речи у молчунов – это процесс, который требует особого внимания и терпения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к развитию его речи должен быть индивидуальным.