Конспект по речевому развитию «Поможем Снеговику». г. Ленинск-Кузнецкий, МБДОУ№40, Королева А.Н, Кривощекова Е.Ю. Воспитатели.

Цель: Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Ход занятия:

Организационный момент: Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Сообщение темы: Сегодня у нас будет  занятие по развитию речи, мы будем учиться говорить красиво и правильно. И для начала предлагаю сделать артикуляционную гимнастику. Снеговик (надуваем щеки), Сосулька( язычок остренький), Горка(язык за передние зубы).

Игра «Скажи  наоборот»

Кастрюля легкая-кастрюля тяжелая, тарелка чистая- тарелка грязная, ложка большая-ложка маленькая, шнурок длинный-шнурок короткий, дерево высокое-дерево низкое, погода жаркая-погода холодная, стул мягкий-стул твердый, телевизор включать- телевизор выключать, петь тихо- петь громко.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  на электронную почту детского сада пришло письмо. Давайте его послушаем.

Снеговик: Здравствуйте ребята, скоро наступит праздник Новый год, и я приготовил сундук с  подарками  для лесных жителей. Но, Баба-Яга украла ключ от  сундука. А без ключа я не смогу открыть сундук. Помогите мне отыскать ключ. 

Воспитатель: Поможем Снеговику? (Да). А где же мы будем искать ключ? (Ответы детей)

Снеговик: Баба –Яга обронила какой-то листок с картинкой, а что это я не пойму.

Воспитатель: — Ребята, так это же карта. Вот она-то нам и поможет отыскать ключ. Давайте посмотрим, откуда начнём поиск ключа.

Картинка «Маша и медведь»: Вы сможете получить часть ключа и пройти дальше, если отгадаете мои загадки.

С добычею богатою

Плывет пират на корабле.

Деньги, драгоценности

Он прячет в … . (Сундуке)

Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу (Бинокль)

Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет (Компас)

Его найти желает каждый,

Кто слышал про него однажды.

Найти его очень был бы рад –

Большой сундук, в котором…(Клад)

Он гроза морей

Шхун и короблей

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший… (Пират)

Медведь: Молодцы ребята, отгадали все загадки, вот вам первая часть  ключа.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, кто дальше нам поможет?

Картинка «Царевна-Лягушка»: Вы сможете получить часть ключа и пройти дальше, если поможете собрать фотографии сказочных героев, которые раскидал соловей-разбойник.

На столах разложены картинки, дети собирают («Серая шейка», «Под грибом», «По щучьему велению», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный»).

Воспитатель: Молодцы ребята, каких героев вы узнали? Из каких они сказок? Скажите, а кто сочинил сказки «Серая шейка», «Под грибом»

Дети: Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и Владимир Сутеев.

Воспитатель:  Правильно, значит они какие?

Дети: Авторские.

Воспитатель: А сказки «По щучьему велению», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», кто сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Да, значит какие они?

Дети: Народные.

Воспитатель: Правильно,  а вот и вторая часть ключа, отправляемся к следующему заданию.

Картинка «Василиса — Прекрасная»: Вы сможете получить часть ключа и пройти дальше, если правильно составите предложение.

Воспитатель: Ребята, давайте вы сами станете живыми словами и составите предложения.

Выпал, первый, снег:1 ребенок-Выпал, 2 ребенок – Первый, 3 ребенок- Снег.

Дети, лепят, снеговика: 1 ребенок-Дети, 2 ребенок — Лепят, 3 ребенок- Снеговика.

Василиса-Прекрасная: И с этим заданием вы справились, вот вам и третья часть ключа.

Воспитатель: Куда же мы отправимся дальше? (На «островок разминки»)

Игра «Поймай звук» А,Т,С,О.

Картинка «Кот ученый»: Ребята, дальше вы сможете пройти, если разгадаете шифр.

Стихотворение

«Пришла зима веселая» (Черницкая)

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Кот-ученый: Молодцы, вот и четвертая часть ключа.

Воспитатель: Продолжаем помогать снеговику искать ключ. Идём дальше.

Картинка Лиса – Вы сможете получить часть ключа и пройти дальше, если правильно дополните название героев сказок.

Воспитатель: Я буду называть сказочного героя, а вы дополните его  название! (игра с мячом)

Лягушка — … (квакушка), Зайчик — … (побегайчик), Лисичка — … (сестричка), Волчок — (Серый бочок), Петушок — (Золотой гребешок), Гуси — (Лебеди) Сестрица — (Аленушка), Братец — (Иванушка), Серый … (волк), Баба — … (Яга, костяная нога), Коза — … (дереза), Красная (шапочка), Курочка — … (Ряба) Муха — … (Цокотуха),Царевна — … (лягушка), Василиса … (Прекрасная), Мальчик … (с пальчик), Конек – (Горбунок), Гадкий … (утенок).

Лиса: Молодцы, вот и пятая часть ключа.

Воспитатель: — Ребята. Продолжаем поиск? (Да)

Картинка Снегурочка – Ребята, у меня есть последняя часть ключа от сундука Снеговика, но прежде я хочу поиграть с вами. Посчитайте, сколько у меня друзей?

 (Зайчик, бельчонок. волчонок, лисичка)

Снегурочка: — Молодцы ребята, мы хорошо свами поиграли, вот вам последняя часть ключа.

Воспитатель: Ребята, давайте соберем все части ключа. Теперь можно отдать ключ снеговику, и он сможет открыть сундук, в котором лежат  подарки.

Снеговик: — Спасибо вам дети за помощь, без вас бы я не справился!

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, а что мы сегодня делали? Все ли у нас получилось? Что вам понравилось? Молодцы! А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба.