Один раз в год логопед ДОО проводит предварительный отбор детей из общеобразовательных групп для зачисления их в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Зачастую, этот процесс сводится к единичному посещению логопеда в массовую группу для обследования речи детей, прослушиванию стихотворений, бесед по картинкам или выполнения определенных заданий.
С таким подходом к организации отбора детей, у логопеда мало возможности достаточно хорошо изучить характер ребенка, особенности его развития и воспитания. К тому же, дети часто демонстрируют негативизм к диагностическому процессу и не проявляют достаточной коммуникабельности с малознакомым человеком.
В итоге, у специалиста может сложиться неверное представление об уровне речевого развития ребенка.
Трудности так же возникают и в процессе работы с родителями (законными представителями) потенциальных воспитанников логопедических групп. Опираясь на опыт предыдущего отбора детей в логопедическую группу, было проведено анкетирование родителей, с целью выявления их заинтересованности в переводе детей в группу компенсирующей направленности. Собранные данные показали, что 15 % анкетируемых, отказываются переводить ребенка в логопедическую группу или сомневаются в правильности своего решения.
Мотивацией для отказа служат следующие субъективные представления родителей: считают речь ребенка нормальной, не хотят менять воспитателей и т.д.
Причинами сомнений являются следующие факторы: малая осведомлённость об образовательно-коррекционном процессе в логопедических группах, надеются, что недостатки речи пройдут сами и т.д.
Для предотвращения возникновения таких проблем, знакомство с детьми и их родителями, целесообразно начать задолго до отбора детей в логопедическую группу. В этом процессе должны принимать участие воспитатели диагностируемой группы.
В течение года логопед обязательно посещает занятия, которые ведут педагоги группы и мероприятия, в соответствии с календарным планом работы ДОО. Данные мероприятия позволяют учителю-логопеду осуществлять наблюдение за воспитанниками в разнообразных видах детской деятельности, что способствует более подробному изучению: уровня коммуникабельности детей, особенностей их поведения, уровня развития общей и мелкой моторики, звукопроизношения, уровня сформированности фонетического развития, состояния лексико-грамматического строя речи, уровня связной речи.
Активное взаимодействие с родительской общественностью группы осуществляется просветительским и консультативным направлением работы.
На начальном этапе взаимодействия размещается консультативная информация в приемной группы и проводится анкетирование родителей. Логопед принимает участие в родительских собраниях. Совместно с воспитателями разрабатывает темы для выступления.
Примерные темы для выступления на родительских собраниях: «Когда нужно обращаться к логопеду?», «Речевые нормы развития ребенка 4-5 лет», «Причины нарушения речи», «Плюсы посещения логопедической группы», «Развиваем играя», «Гаджеты. Нужны ли они детям?», «Речь и движение».
Так же в целях стимулирования заинтересованности родителей, логопед и педагоги группы, в течение года должны проводить мастер-классы, круглые столы, практические семинары. Примерные темы мероприятий: «Десять игр с пирамидкой» (мастер-класс), «Как организовать речевое пространство дома?» (круглый стол), «Пластилиновые игры для развития речи» (практический семинар).
Целесообразно проведение совместных занятий воспитателя и логопеда.
За учебный год все участники образовательного процесса привыкают к присутствию логопеда, он перестает быть для них чужим человеком, устанавливается психологический контакт.
Такое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса дает возможность установить контакт с родителями и изучить их отношение к речи своего ребенка.
Логопед заводит журнал, в котором: список детей и сведения о родителях, мероприятия и результаты наблюдений, особенности поведения детей на занятиях (фиксирует трудности при выполнении заданий, а также отклонения в речевом развитии детей).
Впоследствии собранный материал поможет логопеду более подробно рассказать родителям об уровне речевого развития их детей и поставить предварительное логопедическое заключение.
Материалы, полученные в результате совместной работы логопеда и воспитателей групп, рассматриваются на заседаниях ППк ДОО.
По итогу проведённой совместной работы, воспитатель пишет педагогическую характеристику на каждого воспитанника, организует сбор документов, которые требуются от родителей для прохождения ПМПК. Логопед проводит диагностические мероприятия индивидуального характера, собирает пакет документов на каждого воспитанника.
В результате, удается воссоздать полную картину речевых проблем потенциального воспитанника логопедической группы. Используя в работе с родителями консультативную и просветительскую деятельность, педагоги заинтересовывают родителей в переводе их ребенка в логопедическую группу для решения проблем в преодолении речевых трудностей детей.
Таким образом, предварительная работа со всеми участниками образовательного процесса, позволяет снизить или исключить процент родителей, которые отказывались или сомневались в верности своего решения.