«Путешествие в сказку» (логопедическое занятие). г. Полысаево, МБДОУ №2, Харченко Т.А. Учитель-логопед.

Тема: [Л]

Цель: развитие речи детей.

Задачи: продолжать формировать фонематический слух и речевое внимание, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слова, способствовать развитию правильного речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность, умение работать в коллективе.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Встанем мы все дружно в круг

За руки возьмёмся,

А теперь мои друзья,

Друг-другу улыбнёмся

(Дети «дарят» друг другу улыбки)

II. Основная часть

— Ребята вы любите сказки? (ответы детей)

— А хотели бы сами оказаться в сказке?

— Приглашаю вас в путешествие.

  1. Артикуляционная зарядка (с применением бионергопластики)

(Упражнения выполняются под музыку из сказки «Золушка»)

ТекстДвижения или статическая поза
Языка, щёк, губРук, пальцев
Если в сказку всем сердцем поверить, В мир волшебный раскроются двериОткрыть рот  Запястья соединить, ладошки развести                           
2. Вы туда без труда попадёте На волшебном ковре-самолёте,Улыбнутся открыть, рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать его    Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.    
3. На летучем большом корабле,Широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки.Ладошки сложить в форме чашки  
4. Вот мы парус подняли ужеУлыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на альвеолы за верхними зубами. Удержать язык в таком положении под счёт до 10 Одна ладонь в горизонтальном положении, другую поставить на неё вертикально  
5. Можно В ступе с Бабой Ягой улететь  Кончик узкого языка ритмично двигать вправо-влево   Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.
6.Ускакать на Коньке- ГорбункеУлыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком, медленно, громко и энергично.10 сек.     Серху обхватить одну ладонь другой. Образуя пальцами гриву. Большие пальцы поднять«ушки». Пальцами«гривой» -пошевелить 
7. Может быть, голубой вертолёт в сказку мигом нас унесётОблизать губы по кругу Выполнять круговые движения кистями рук
8. Можно в сказку влететь на жар-птицеШирокий язык движется вверх — вниз. Руки перед собой, большие пальцы сплести – это «голова» Птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать в такт с языком
9. Вот из тыквы карета к нам мчится, может быть нам на ней прокатитьсяЯзык движется с внутренней стороны, очерчивая кончиком языка круг. Сначала в одну сторону, затем в другую    Складываем руки шариком и вращаем  
10. Что за домик там вдалеке  Улыбнуться поставить кисть руки ко лбу    
11. По ступенькам в дом пройдём и сразу в сказку попадём  Широким языком поочерёдно касаться верхней губы и зубов     Большой палец поочереди соединять с остальными пальцами  

— Посмотрите, мы, кажется, уже в сказке! А чтобы узнать в какой, предлагаю выложить название сказки из букв. Проходите за столы.

(Один ребёнок выходит к доске)

— Ребята, чем отличаются звук от буквы.

(Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)

— Я буду называть звук, а вы на каждый звук, выкладывайте букву на стол, не забывайте, что мы выкладываем слово слева на право.

— Прочитайте, какое слово у нас получилось (Золушка)

— Предлагаю рассказать про каждый звук в этом слове и обозначить его нужным цветом (Дети выкладывают под каждой буквой карточку нужного цвета)

золушка
синий красный синий красный синий синий красный

— Я назову ещё раз это слово, а вы послушайте какой звук, я назову дольше, чем остальные звуки.  ЗОЛЛУШКА

— В сказку мы отправимся со звуком (Л)

— Ребята, а вы знаете, какая мечта была у Золушки? (ответы детей)

— Почему она не могла попасть на бал? (ответы детей)

— Вот и на этот раз мачеха дала Золушке много поручений, и она переживает, что не справится.  Как же быть? (предположения детей)

— Поможем Золушке?

 1. «Порядок на полках»

— Золушке нужно навести порядок в кладовке. Раскладывать все предметы будем   по полкам, учитывая место звука «Л» в слове.

— На верхнюю полку мы разложим те предметы, в которых звук спрятался в начале слова. На среднюю полку – в середине слова.

На нижнюю полку – в конце слова.

— Все предметы мачеха спрятала в горох. Чтобы достать картинку с предметом, нужно подуть на горох.

(дети раздувают горох, называют слово, по очереди выходят к доске и ставят картинку на нужную полку).

После каждого задания на экране появляется часть кареты, на которой Золушка отправится на бал.

Ребята, посмотрите, произошло чудо, появились колёса от кареты. Значит, мы правильно выполнили задание.

2. «Развешаем платья»

— Золушка постирала платья, а развесить не успевает. Как же быть?

— На каждом платье картинка. Необходимо развешать платья так, чтобы последний звук слова являлся началом следующего.

— Посмотрите, первое платье Золушка уже повесила. Назовите слово? Какой последний звук в этом слове? Значит, какое платье будет следующим?

(следующие картинки дети прищепками цепляют на верёвку)

Слова: колос – слонёнок – колокол – ладошки – иголка – акула – алфавит

Ребята, посмотрите, вот уже карета появилась. А можно уехать на этой карете? Кого ещё не хватает? (ответы детей)

3. «Чистим посуду»

— Посмотрите, на кухне скопилась грязная посуда. Поможем Золушке её почистить? (ответы детей)

— В названии посуды все согласные звуки под сажей и только видны гласные. Я буду называть вам гласные звуки, а вы постарайтесь догадаться, что я назвала. (Перед детьми 3 картинки с изображением посуды. Логопед называет одну из картинок, произнося только гласные звуки, выделяя голосом ударный звук.)

Иа – вилка

Оа – ложка

Аа – скалка

оА – бокал

уЫа – бутылка

оОи – половник

аАи – салатник

Оа – плошка

(Дети называют, берут картинку и «ставят» на полку)

Посмотрите! Что произошло? (появились лошади). Значит, мы справились с заданием! Молодцы!

 — Можно ли сейчас поехать на бал? Кого не хватает? (кучера)

Выполняем следующее задание «Магазин»

— Злая мачеха отправила Золушку за продуктами. Купить она должна только те продукты, в названиях которых есть звук [Л]. Помогите Золушке выбрать нужные продукты и назовите их.  (Дети встают вокруг стола с предметами «продуктами», выбирают подходящий предмет, произносят по очереди: «Я куплю для Золушки (яблоко)», и кладут в корзину. Передают корзину следующему ребенку).

— Молодцы! Посмотрите, появился и кучер.

—  Чего не хватает ещё для бала? (наряд)

— Мачеха никак не хочет, чтобы золушка приехала на бал. И запутала все слова в предложении.

БАЛ ПОЕХАЛ НА ЗОЛУШКУ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ

— Нужно слова в предложении расставить правильно. Слова этого предложения будут дорогой на бал. Предлагаю выложить схему предложения.

(На слайде Золушка «меняет» наряд).

— Мы помогли Золушке выполнить все поручения мачехи, и осуществить её мечту. Золушка поехала на бал. Она благодарит вас за помощь.

— Ну а мы, вокруг себя повернёмся и в детский сад вернёмся.

III. Итог занятия

Ребята, скажите, вам понравилось путешествие? Трудно было? Какое задание было самым трудным? Какое задание показалось вам легким?

Скажите, с каким звуком мы путешествовали?

— Золушке очень повезло, что у нее такие добрые, отзывчивые друзья. И она прислала вам в знак благодарности шоколадки.

— Спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать. До новых встреч!