Тема: [Л]
Цель: развитие речи детей.
Задачи: продолжать формировать фонематический слух и речевое внимание, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слова, способствовать развитию правильного речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность, умение работать в коллективе.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Встанем мы все дружно в круг
За руки возьмёмся,
А теперь мои друзья,
Друг-другу улыбнёмся
(Дети «дарят» друг другу улыбки)
II. Основная часть
— Ребята вы любите сказки? (ответы детей)
— А хотели бы сами оказаться в сказке?
— Приглашаю вас в путешествие.
- Артикуляционная зарядка (с применением бионергопластики)
(Упражнения выполняются под музыку из сказки «Золушка»)
Текст | Движения или статическая поза | |
Языка, щёк, губ | Рук, пальцев | |
Если в сказку всем сердцем поверить, В мир волшебный раскроются двери | Открыть рот | Запястья соединить, ладошки развести |
2. Вы туда без труда попадёте На волшебном ковре-самолёте, | Улыбнутся открыть, рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать его | Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. |
3. На летучем большом корабле, | Широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки. | Ладошки сложить в форме чашки |
4. Вот мы парус подняли уже | Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на альвеолы за верхними зубами. Удержать язык в таком положении под счёт до 10 | Одна ладонь в горизонтальном положении, другую поставить на неё вертикально |
5. Можно В ступе с Бабой Ягой улететь | Кончик узкого языка ритмично двигать вправо-влево | Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо. |
6.Ускакать на Коньке- Горбунке | Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком, медленно, громко и энергично.10 сек. | Серху обхватить одну ладонь другой. Образуя пальцами гриву. Большие пальцы поднять«ушки». Пальцами«гривой» -пошевелить |
7. Может быть, голубой вертолёт в сказку мигом нас унесёт | Облизать губы по кругу | Выполнять круговые движения кистями рук |
8. Можно в сказку влететь на жар-птице | Широкий язык движется вверх — вниз. | Руки перед собой, большие пальцы сплести – это «голова» Птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать в такт с языком |
9. Вот из тыквы карета к нам мчится, может быть нам на ней прокатиться | Язык движется с внутренней стороны, очерчивая кончиком языка круг. Сначала в одну сторону, затем в другую | Складываем руки шариком и вращаем |
10. Что за домик там вдалеке | Улыбнуться поставить кисть руки ко лбу | |
11. По ступенькам в дом пройдём и сразу в сказку попадём | Широким языком поочерёдно касаться верхней губы и зубов | Большой палец поочереди соединять с остальными пальцами |
— Посмотрите, мы, кажется, уже в сказке! А чтобы узнать в какой, предлагаю выложить название сказки из букв. Проходите за столы.
(Один ребёнок выходит к доске)
— Ребята, чем отличаются звук от буквы.
(Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)
— Я буду называть звук, а вы на каждый звук, выкладывайте букву на стол, не забывайте, что мы выкладываем слово слева на право.
— Прочитайте, какое слово у нас получилось (Золушка)
— Предлагаю рассказать про каждый звук в этом слове и обозначить его нужным цветом (Дети выкладывают под каждой буквой карточку нужного цвета)
з | о | л | у | ш | к | а |
синий | красный | синий | красный | синий | синий | красный |
— Я назову ещё раз это слово, а вы послушайте какой звук, я назову дольше, чем остальные звуки. ЗОЛЛУШКА
— В сказку мы отправимся со звуком (Л)
— Ребята, а вы знаете, какая мечта была у Золушки? (ответы детей)
— Почему она не могла попасть на бал? (ответы детей)
— Вот и на этот раз мачеха дала Золушке много поручений, и она переживает, что не справится. Как же быть? (предположения детей)
— Поможем Золушке?
1. «Порядок на полках»
— Золушке нужно навести порядок в кладовке. Раскладывать все предметы будем по полкам, учитывая место звука «Л» в слове.
— На верхнюю полку мы разложим те предметы, в которых звук спрятался в начале слова. На среднюю полку – в середине слова.
На нижнюю полку – в конце слова.
— Все предметы мачеха спрятала в горох. Чтобы достать картинку с предметом, нужно подуть на горох.
(дети раздувают горох, называют слово, по очереди выходят к доске и ставят картинку на нужную полку).
После каждого задания на экране появляется часть кареты, на которой Золушка отправится на бал.
— Ребята, посмотрите, произошло чудо, появились колёса от кареты. Значит, мы правильно выполнили задание.
2. «Развешаем платья»
— Золушка постирала платья, а развесить не успевает. Как же быть?
— На каждом платье картинка. Необходимо развешать платья так, чтобы последний звук слова являлся началом следующего.
— Посмотрите, первое платье Золушка уже повесила. Назовите слово? Какой последний звук в этом слове? Значит, какое платье будет следующим?
(следующие картинки дети прищепками цепляют на верёвку)
Слова: колос – слонёнок – колокол – ладошки – иголка – акула – алфавит
— Ребята, посмотрите, вот уже карета появилась. А можно уехать на этой карете? Кого ещё не хватает? (ответы детей)
3. «Чистим посуду»
— Посмотрите, на кухне скопилась грязная посуда. Поможем Золушке её почистить? (ответы детей)
— В названии посуды все согласные звуки под сажей и только видны гласные. Я буду называть вам гласные звуки, а вы постарайтесь догадаться, что я назвала. (Перед детьми 3 картинки с изображением посуды. Логопед называет одну из картинок, произнося только гласные звуки, выделяя голосом ударный звук.)
Иа – вилка
Оа – ложка
Аа – скалка
оА – бокал
уЫа – бутылка
оОи – половник
аАи – салатник
Оа – плошка
(Дети называют, берут картинку и «ставят» на полку)
— Посмотрите! Что произошло? (появились лошади). Значит, мы справились с заданием! Молодцы!
— Можно ли сейчас поехать на бал? Кого не хватает? (кучера)
Выполняем следующее задание «Магазин»
— Злая мачеха отправила Золушку за продуктами. Купить она должна только те продукты, в названиях которых есть звук [Л]. Помогите Золушке выбрать нужные продукты и назовите их. (Дети встают вокруг стола с предметами «продуктами», выбирают подходящий предмет, произносят по очереди: «Я куплю для Золушки (яблоко)», и кладут в корзину. Передают корзину следующему ребенку).
— Молодцы! Посмотрите, появился и кучер.
— Чего не хватает ещё для бала? (наряд)
— Мачеха никак не хочет, чтобы золушка приехала на бал. И запутала все слова в предложении.
БАЛ ПОЕХАЛ НА ЗОЛУШКУ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ
— Нужно слова в предложении расставить правильно. Слова этого предложения будут дорогой на бал. Предлагаю выложить схему предложения.
(На слайде Золушка «меняет» наряд).
— Мы помогли Золушке выполнить все поручения мачехи, и осуществить её мечту. Золушка поехала на бал. Она благодарит вас за помощь.
— Ну а мы, вокруг себя повернёмся и в детский сад вернёмся.
III. Итог занятия
Ребята, скажите, вам понравилось путешествие? Трудно было? Какое задание было самым трудным? Какое задание показалось вам легким?
Скажите, с каким звуком мы путешествовали?
— Золушке очень повезло, что у нее такие добрые, отзывчивые друзья. И она прислала вам в знак благодарности шоколадки.
— Спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать. До новых встреч!